Наталья Козловская (radomirkka) wrote,
Наталья Козловская
radomirkka

Треккинг по крымским горам в январе

Самое крутое на Новый год - это идти куда-то с рюкзаком, желательно вдоль моря.
В прошлом году это было побережье Абхазии, в позапрошлом - побережье Краснодарского края.
Год 2018-й мы решили отметить треккингом по зимнему Крыму.

Экипируемся перед вылетом.

Экипировка на зимний треккинг по Крыму.

Вообще, когда все тащишь на себе, начинаешь продумывать каждую мелочь. Поход зимний, пусть и по югу, но ночные минусовые температуры возможны.
Поэтому у меня получается обычно такой набор:
- палатка двуслойная с силиконовым тентом Тибет 2 Si/PU от российского производителя Normal, вес 2,2 кг
- спальники (вот тут мы облажались и немного подмерзали) - бутерброд из летнего велоспальника на +18 и "Antris 120" Primaloft® от российского "Сплава", заявленный на +6, но мне кажется, в реальности он холоднее
- пенка из декатлона
- надувастик Термарест
- теплое термобелье от Сиверы
- тонкое термобелье ходовое Glissade
- флисовая шапка Mammoth
- бафф (шарф-труба)
- несколько пар тонких носков (я беру высокие от адидас)
- две пары треккинговых высоких носок (мне нравятся жесткие сноубордические)
- вязанные шерстяные носки на сон
- ходовые штаны Endura со вставками из кондуры, в них можно на попе по скалам съезжать
- тонкие пуховик-куртка на Прималофте (сохнет за 15 минут, пакуется в пакетик размером с кулак)
- мембранная ветровка
- рюкзак Deuter 55 + 10 литров
- треккинговые палки с алиэкспресса карбоновые
- треккинговые ботинки зимние Mammoth
- гамаши-бахилы (от снега) - не пригодились
- полотенце из микрофибры
- спортивный топ, спортивное нижнее белье - т.к. в отличии от хлопкового сохнут на теле за 5 минут
- пара гигиенических бальзамов-помад для губ, обвертивает там на ветру моментально
- маникюрный набор, расческа, мини-аптечка.

Из аптечки пригодились в этот раз: лейкопластырь (заранее заклеили те места на стопе, где обычно аозникают мозоли и в итоге прошли без мозолей вообще), снотворное (это мои личные проблемы со сном), кеторол (в последний день нога отказалась идти напрочь последний километр пути, сняли боль - и все ок).

Горелка, зажигалка, миски, ложки, нож, тушенка, макароны, хлеб, чай, сахар, кружки - были у Андрея Владимировича.
В самолет нельзя газ и зажигалки, поэтому заранее списались через ВКонтакт с контрольно-спасательной службой Судака и 31 декабря прикупили у них 2 баллона газа.

1 день.
1 января 2018 г.
30 километров
Маршрут начался с Судака, его окрестностей и мыса Меганом.

На скалах растут заросли кактуса опунции, мелкие невидимые колючки которого фиг вытащишь из пальца.

А это плоды опунции. Проверять на съедобность не стали.

Как и все российско-украинские берега, здесь берег Черного моря тоже изгажен какими-то ржавыми конструкциями, заборами, лестницами, бетонными блоками с торчащей арматурой - в общем всем тем, из-за чего мы не отдыхаем на наших пляжах, а уходим подальше.

Вода была +10, купаться не тянуло. Никого, кроме Елены Ивановны.
Могучие самарские женщины, коей представительницей является наша любимая Лена, не боятся +10 градусов воды и смело лезут в волны.
Нам, более осторожным тольяттинцам, это как-то не вздернулось вообще.

Мыс Меганом обширен, глобален и величествен. Идешь по нему как по плато и конца-края не видно.

Вдалеке - гряды гор и море.

А вот и конец мыса. Тропа спускается по склону горы весьма круто. С другой стороны есть более удобная автомобильная дорога, но это совсем не наш вариант, конечно.

На мысе есть развалины старого строения, возможно, предыдущего маяка.

А чуть ниже - действующий маяк.

Видна тропа, уходящая от Меганома до Судака. Через скалы, бухты и пляжи - совершенно безлюдно и прекрасно.

Летние обитатели этих пляжей украсили здесь все расписными камушками и турами.

Обязательная часть любого похода - перекус в красивом месте.

Солнце садится, и все вокруг окрашивается в теплые охристые тона. Скалы, трава, море.

Закатная солнечная дорожка на море.

2 день.
2 января 2018 г.
20 километров.
От Судака через Новый Свет в Морское.

От Судака до Нового Света идет приятный асфальтовый серпантин вдоль самого берега, автобусы там ходят редко, идти всего 4 км, ждать транспорт мы не стали.
Срезать через горы тоже - больше устанешь от набора высоты, чем выиграешь по километражу. За приятными разговорами быстро дошли до Нового Света.
Посидели полчаса на пустынной набережной, погладили местных песиков, проигнорировали один из немногих открытых в поселке магазинов - конечно, крымских вин - и вышли на тропу Голицына.

Тропа Голицына радиальная - начинается в Новом свете и там же заканчивается. 2 января там было довольно людно - страшно представить, что там творится летом.

Быстро проскакали основные "достопримечательности" типа винных погребов графа Голицына, моста графа Голицына, любимого мыса графа Голицына...

Мыс Капчик. На вершину ведет удобная тропа, куда забираются даже девушки в пальто и кедах (видимо, так модно ходить в горы).

Но мы, конечно, пошли с другой стороны, обошли его по кругу и поднялись по хорошей такой отвесной стенке. Потому что мы можем.

Потом поели, конечно, время-то обеденное. Кофе сварили, всё как полагается.
Проходящие мимо гуляющие завистливо потягивали носами в сторону кипящего кофе, совершенно одуряющий аромат которого разносился на полкилометра вокруг.

А потом мы ушли с мыса Капчика куда подальше, где людей уже не было, а тропа была.

Местами тропа была очень удобной, прямо пешеходный хайвей, а местами шла по ущельям, сухим водопадам и сыпухам.
Но везде была неплохо промаркирована на камнях, так что даже не было необходимости постоянно сверяться с навигатором.
Вот, например, удобная "лестница" из корней деревьев, отполированных тысячами ладоней.

А вот на таких развилках доставать навигатор все же приходится.
Для интересующихся: специальными навигаторами я не пользуюсь.
Для такого треккинга в несложных условиях (не морозы, не проливные дожди, например...) достаточно надежного смартфона и умения рисовать треки в программах.
Раньше я пользовалась Philips xenium w6610 - его аккумулятора на 5300 мач хватает в походе на 3-4 дня пути в режиме GPS и фотосъемки. Звонить или играть в игрушки в походе мне как-то не приходит в голову.
Но данный агрегат устарел по многим параметрам, да и фотокамера у него оставляла желать лучшего.
Теперь использую китайский Xiaomi redmi 4x с 32 Гб памяти, аккумулятор 4000 мач. Также работает без подзарядки 2-3 дня, а с собой, конечно, пауэр-банка на 20 000 Мач того же Сяоми.
В качестве навигатора использую заранее закачанную бесплатную программу Maps.me с загруженными векторными картами местности, далее ей уже интернета не требуется.
А сложный витиеватый продуманный маршрут рисую на сайте www.gpsies.com. Там много готовых треков, много маркированных троп, есть возможность сохранить нарисованный трек и открыть его в смартфоне - и затем просто идти по нему.
Зачем на фоне всего этого нужны коммерческие туристические группы я совершенно не понимаю.

Утесы великолепны, позади остался безымянный отросток поселок Веселое (место невеселое, вымершее в нетуристический сезон, с какими-то заброшенными недостроями и пересохшим родником), начало смеркаться.
Солнце в январе садится в Крыму в районе 5 вечера, в 6 уже полная темнота, нужно искать место под стоянку.

Конечно, хочется место красивое, с видом на море, безветренное.

Плоские взгорья около вершины горы Кечит-Вермез показались вполне приемлимым вариантом. Встали лагерем.
Ночью было около +3 тепла.

3 день.
3 января 2018 г.
12 километров
Утро красит нежным светом скалы гордые у моря.
Солнца было мало, в основном облачность.
Мы проснулись в 8 утра и начали готовить завтрак.
Точнее, завтрак готовил Андрей Владимирович, а я паковала спальники, вещи и потом ела завтрак.

Елена Ивановна жаждала посетить гору Ай-Петри. Поэтому мы спустились с яйлы в поселок Морское, взяли такси и закинулись до Ялты.
Там пополнили запасы продовольствия, ужаснулись количеству людей - они там просто повсюду, не то что в горах - и пошли снова наверх.
Наверху, в горах, был водопад Учан-Су, поляна для палаток и начало Таракташской тропы, которая ведет на Ай-Петри.
Пока забросились до Ялты... Пока поднялись к Учан-Су (всего 500 м набора высоты, но под рюкзаками что-то притомились), пора уже было ставить лагерь.
Посмотрели на водопад и уснули.
Ночью шел нехилый такой дождь.

4 день.
4 января 2018 г.
12 километров

Беглый осмотр состояния глиняного склона горы, по которой уходила вверх тропа, показал, что из нас троих идти туда хочет только один человек.
Елена Ивановна хотела на Ай-Петри, а мы с Андреем хотели остаться вживых.
Ну и поскольку нам всем еще детей растить, решено было отложить восхождение (по мокрой тропе, траверсом по склону, с набором высоты в 700 метров) на более сухую погоду, а пока продолжить поход по горам вдоль моря.
Там солнечно, тепло и сухо.
И море.
"Короче, зря потеряли день, надо было сразу на Большую Севастопольскую тропу выходить" - бухтела я, ведь знала же, что раньше июля вглубь гор лучше не соваться, прошлый год это еще показал, но повелась на уговоры харизматичной художницы и вот день потерян. Но посколько бухчу я часто, мне ловко заткнули рот чем-то вкусным и я затихла.

Спускаемся с Учан-Су.

Из Ялты закинулись автобусом до Фороса.
Пассажиры не были уверены, что мы сможем впихнуть в битком набитую маршрутку три рюкзака на 65, 100 и 100 литров.
Но мы их удивили. Не сказать, что приятно удивили, но таки да, впихнули.
Форос. Еще один довольно унылый в межсезонье поселок без набережной, без пляжа, без нормального доступа к морю. Что же вы делаете, люди?
А люди делают всё, чтобы мы уходили в горы :)

В Форосе мы отобедали в прекрасной столовой, закупились продуктами и подремали на пляже на деревянном настиле, который было лень фотографировать.

5 день.
5 января 2018 г.
20 километров
С Фороса мы стартанули утром по заброшенной асфальтовой дороге. Видимо, она пользовалась спросом до постройки новой трассы, а теперь въезд на нее был перегорожен шлагбаумом, была она узкая, уже частично грунтовая и очень живописная. И совершенно безлюдная.
Это было старое автомобильное шоссе Ялта-Севастополь, строившееся в 1837-1848 годах..

Вид на Форос с шоссе.

Какая-то христианская церковь на горе.

Туманы и облака спускались на дорогу. Мы дошли до последней обитаемой точке на дороге - Байдарских ворот.
Там же в ресторанчике позавтракали недурственной сковородкой картошки, бекона и грибов.
Вообще Байдарские ворота - это горный перевал между горой Челеби (657 м) на западе и Чху-Баир (705 м) на востоке. Высота перевала — 503 м над уровнем моря.

Поднялись выше, дорога осталась внизу, мы пошли по тропам через яйлы - высокогорные луга.
Облака наплывали одно за другим, вершины соседних гор то возникали, то терялись в тумане.

Дошли до интересного местечка  - Тышлар. Это скалы, которые торчат из земли как каменные пальцы.
Место популярное среди местных отдыхающих и туристов, коммерцы водят сюда группы, в результате одна скала выглядела как засиженная личинками туристов.

Возле перевала Ласпи старая дорога вновь проглядывает из земли.

Мы уже давно идем по Большой Севастопольской тропе.
Этот интересный туристический маршрут не так давно стал развиваться силами энтузаистов-туристов и при поддержке властей.
У маршрута есть свой сайт - https://bst-sev.ru/ - местами весьма информативный.
Мы прошли участок БСТ от Байдарских ворот до Балаклавы. Тропа расчищена, маркирована, стоят указатели с информацией о километраже до ближайщих объектов.
К сожалению, не предусмотрены (или мы их не нашли?) кемпинговые поляны для ночевки в палатках с дровами и навесами от дождя, нет контейнеров для мусора.
Надеюсь, все это будет дорабатываться и совершеноствоваться в дальнейшем, и у полуострова Крым будет своя треккинговая тропа не хуже Ликийской или Апалачской, которые известны среди туристов всего мира как самостоятельный туристической объект, ради которого в страну приезжают тысячи туристов.

Снова смеркалось, виды с вершин гор открывались изумительные, но высота и ледяной ветер не оставлял надежды нормально выспаться.
Мы ускорили темп и стали спускаться пониже, искать места потеплее и безветренные.

Смутно подозреваю, что это гора Кокия-Кая, высота 558 метров. Хотя могу и ошибаться.

Солнце садилось в море, скоро наступит тьма.

Спустились пониже, заночевали в ложбине между гор возле какого-то заброшенного строения.
Ночью приходили кабаны, но ничего (и никого) не съели.

6 день.
6 января 2018 г.
15 километров

Кое-кто ночью просыпался от хрюканья кабанов. Кое-кто другой намекал что-то про храп из соседней палатки.
Я ничего не слышала и спала нормально.
Утром позавтракали белорусской тушенкой без макаронов (с водой напряг там все время) и топнули вдаль.
День был солнечный, яркий, все светилось и пело.
Слабо верилось, что это январь, и где-то звенит январская вьюга, и метели. У нас было +15, только на вершинах гор было ветрено.

Чтобы буйные стада кабанов не разбегались по полям, высокогорные луга огорожены вольерами. Проход свободный, только калиточку за собой притворять надо.

Идешь вот по такой тропе и хочется только одного - чтобы она не заканчивалась.
И чтобы иногда родники попадались и ящики с белорусской тушенкой.
Изредка хотя бы.

А вот и залив, в глубине которого притаилась бухта с самым красивым городком полуострова - Балаклавой.

Тропа спускается с гор...

И вот уже мы в Балаклаве. Со временем нашего последнего ее посещения лет 10 назад - вроде и не изменилась ничуть.
Большая Севастопольская тропа здесь заканчивается, как и наше путешествие.

Мы нашли работающий мотель, заселились, отмылись, выпили розового мускатного крымского шампанского в честь завершения похода.
А с утра, это был уже седьмой день, но не поход, а так, прогулка по окрестностям без рюкзаков, пробежались по горам вокруг бухты.

7 день.
7 января 2018 г.

Встали до рассвета и побежали на море встречать солнце. Оно медленно и величественно выплывало из густой синевы.

Вершины гор были еще в тени, мы сидели на краю и смотрели, как просыпается бухта.

Остатки крепости Чембало, вечно реставрируемой, возвышаются над потомками.

Солнце все выше, горы загораются оранжевым светом...

Рыбаки начинают выходить в море, где неслабо штормит, а в бухте тишина и штиль...

Черные зажравшиеся бакланы не хотят батон, они ждут рыбу...

А я сижу, свесив ноги в Балаклавскую бухту и мне очень не хочется на самолет, в зимний Тольятти.
Я хочу тут, на море, по горам.

Tags: #Балаклава, #большаясевастопольскаятропа, #крым, #пешийтуризм, #поход, #треккинг, #туризм, Балаклава, БольшаяСевастопольскаяТропа, Крым, новый год, развитие внутреннего туризма, треккинг, туристическая экипировка, фотоотчет

Posts from This Journal “#пешийтуризм” Tag

promo radomirkka december 14, 2014 16:50 13
Специально для любителей походов, туризма и велосипедов серия статей о велосипедных туристических маршрутах по Самарской Луке, окрестностям Тольятти и Заусолью. Все маршруты неоднократно прокатаны мною лично и участниками массовых походов клуба "ВелоТольятти". Это несложные, рассчитанные…