radomirkka


Велосипед и прочие радости жизни

Велосипеды, туризм и Тольятти


Previous Entry Share Next Entry
Казахстан #1 Озеро Индер
radomirkka
Майские праздники - еще весна. А нам хотелось лета и полной смены обстановки.
Казахстан - бывшая республика, а теперь отдельная страна - граничит с нашей Самарской областью, но мы там ни разу не были. Непорядок! Надо исправляться.
Рассказ будет разбит на несколько частей, по логике посещенных мест.



Границу прошли легко и непринужденно, для жителей России там отдельная от казахов и прочих республиканских друзей очередь. Все стояние на границе заняло 2 часа.
Оформили казахскую страховку на машину за 1600 р. - и вперед.

Закупились мороженым в Уральске, обменяв рубли на красивые яркие фантики казанских тенге - курс 1 рубль = 5 тенге примерно.
И дальше практически весь день ехали на юг.

Дороги в Казахстане в 90% прекрасные, не чета российским. Сравнить можно с качеством трассы М5 между Самарой и Тольятти. Только в Казастане так - почти везде. Лети и лети.
Однако первый же встреченный гаишник (а их много, они ездят по дорогам между населенными пунктами с включенными радарами) впаял штраф за превышение скорости, и дальше более 109 км мы не разгонялись.
Штраф за превышение - около 30 000 тенге, что примерно 6 000 рублей.
Но взятки они берут не поморщившись, так что можно отделаться и 1 000 рублей -  "тысяса рублямс", как они выражаются.

Доехали до городка Индерборский, съели по мороженке.
На ночевку встали за городком, на берегу озера Индер.




Утро встретило нас ураганным ветром, дуги палатки гнулись и скрипели, вещи улетали в сторону озера.
С трудом собрали палатку и спальники, так и не сумев вытряхнуть из них песок, мы сворачивали лагерь.
При этом не забывали кидать взгялд в сторону лазурной воды и предвкушать, как окунемся в озеро.




К сожалению, казахи - не самая чистоплотная нация (как, впрочем, и русские любители отдохнуть на машинах на природе) и загадили берег озера основательно.
Вечером мы покружили по берегу в поисках чистого плоского места для лагеря, но так и не нашли, так что пришлось собрать мешок мусора, пакетов, бутылок и расчистить себе площадку около удобного спуска к воде.
Видимо, он пользуется популярностью у местной публики - там был закуток от ветра из вбитых палок и натянутой ткани, костровище с дровами и - горы мусора, увы.
Как мы убедились далее, в Казахстане считается нормой выкидывать мусор на обочину, в степь - и ветер разносит его на километры. Печально, конечно.




Википедия сообщает об озере Индер очень мало:
Инде́р — довольно крупное самосадочное, бессточное, соляное озеро в северной части Атырауской области Казахстана. Площадь зеркала — около 110 км². Форма озера округлая, слегка вытянутая с северо-запада на юго-восток. Диаметр озера — от 10 до 13,5 км. Реки в озеро не впадают, питание в основном подземное: соляные ключи, которых много у берегов; также талые и дождевые воды весной. Воды озера содержат соли высокого качества такие как калий, бром и бор. Ведётся добыча соли. Толщина соляного пласта в отдельным местах достигает 10-15 м. Ещё в XIX веке российские геологи проявляли к изучению озера и его окрестностей повышенный интерес. Ближайший к озеру населённый пункт — посёлок городского типа Индерборский, центр Индерского района Атырауской области, расположен в 10 км к северо-западу




Берег, такой красивый издалека, оказался совсем не пляжным.
Или просто очень непривычным нам.
Вода в озере очень соленая, поэтому подступы к воде покрыты кристаллами соли. Идти по ним босиком - значит, обречь себя на жесткий пилинг.
Первые минуты было прикольно.




Я шла, шла, шла, и вот уже кожа на пятнках стала ровная и нежная, а еще больше - чувсвительная, а до воды было еще метров двести...
Тут я поняла, что чувствовала Русалочка, променяв хвост на ноги, но когда каждый шаг давался ей, словно она шла пору ножам.
"Но помни: ты будешь ступать как по острым ножам..."




Волны, уходя, создают сугробы из соли.




Можно брать лопату и набирать соль для ванны.




Озеро Индер питается ледяными родниками, бьющими из скал.
Вода мало что ледяная, так еще и пропитана сероводородом. Кто не знает - это чудный запах тухлых яиц.
Грязь, конечно, считается лечебной.




Вот такой соляной пляжик. Так и тянет расстелить полотенце, правда?






Все, что попадает в воду Индера, обрастает кристаллами соли - камни, веточки, жуки.




Кристаллы вырастают немаленькие.




Причем, имеют интересную форму куба с углублением с одной стороны и ромбовидным куполом с другой стороны. И так - каждый кристалл.
Каждый, в этих тоннах соленых сугробов.




Чтобы приготовить еду, спустили горелку и котелки на самый берег, к воде - иначе все просто сдувало.
Внизу было относительное затишье.
Сварили кофе со сливками, согрели кашу с тушенкой.




Пока Андрей возился с горелкой и утренним кофе, я развела на берегу костер и сожгла собранный мусор.
Это какой-то ужас - выкидывать халаты, памперсы, пакеты в таком месте! В такой красоте!




Но вот завтрак окончен, пошли купаться.
И тут мы поняли, что несмотря на температуру воздуха +20 и солнце, нам совсем не хочется весело скакать по воде в купальнтках и плавках и плескаться.
Может, к середине лета вода и прогреется.
Где-нибудь с другой стороны озера, где нет родников.
Но здесь она была ледяная. Как Волга на майские праздники.
А что дойти до глубины придется пройти не меньше полкилометра по соли.




Но раз уж приехали - надо хотся бы ноги обмыть в воде соляного озера! Пошли.
Было больно.
Позже подумали, что вполне можно было дойти до воды в кроссовках и там разуться, но это было позже...




А "воды" берега выглядели еще красивее и необычнее.






Русалочка делает счастливое лицо и изображает радость.
Конечно, восторг от красоты и необычности места тоже был в моей душе... Где-то под слоем боли в пятках.




Таких мягких пяток у меня больше никогда не будет, как после сотен метров по соляным отложениям озера Индер :)






Осмотрели и ручей. Вот она, целебная грязь, которой местные обмазываются с головы до пят.
Попахивает, мягко говоря.




Утренний свежесваренный кофе со сливками на берегу озера Индер. Да, мы немножко эстеты.
Шапочка, кстати - подарок от блогера basov_chukotka с крайнего Севера, с логотипом гонки на оленьих упряжках Эракор.
Теперь это постоянная походная флисовая шапка Андрюхи.




Вот такое хреновое в Казахстане лето.
Солнце шпарит, но снять термобелье, флиску и пуховичок совсем не тянет. Всему виной ветер.
Хотя нет, это у нас - ветер. А там ВЕТЕР. Под горой на берегу поменьше, но выше, в степи, он просто ураганный. Пронизывающий и ледяной.




Всюду жизнь.
В песках и глине казахской степи цветут цветы.








Свернув лагерь, мы загрузились в машину и отправились в путь. Следующая остановка будет в городе Атырау.
Атыра́у - крупный (по казахстанским меркам, 218 тысяч жителей) город  в западной части Казахстана.
На момент основания находился в месте впадения реки в Каспийское море, но отдалился от него вследствие падения уровня Каспия.
Нефтяная столица Казахстана.
Следующий пост - о нём



***
Наверняка, кому-то будут интересно технические вопросы поездки.
Вчетвером загрузились с палатками, спальниками, продуктами, запасами воды и бензина в вазовскую Lada Priora Хэтчбек.
Проехали 3800 км.
Потратили на бензин 30 000 тенге + 2000 рублей. Бензин 95 в Казахстане стоит 155 тенге/литр.
Вся поездка обошлась в 2 000 р. на бензин/человек и 5 000 р. попутные траты/человек.
Ехали по треку туристов, загрузив в навигационную программу Maps.me - https://cloud.mail.ru/public/EV5C/GqoM12ZbN

Путешествие по Казахстану:

Posts from This Journal by “развитие внутреннего туризма” Tag


promo radomirkka декабрь 14, 2014 16:50 12
Buy for 10 tokens
Специально для любителей походов, туризма и велосипедов серия статей о велосипедных туристических маршрутах по Самарской Луке, окрестностям Тольятти и Заусолью. Все маршруты неоднократно прокатаны мною лично и участниками массовых походов клуба "ВелоТольятти". Это несложные, рассчитанные…

  • 1
цены в тенге смущают, 5.5 тенге = 1 рубль.

Чем же они смущают? Делить на 5 легко.

дык гуглить курс пришлось. :)
В таком месте хорошо рыбу сушить - окунаешь на день в воду, потом вывешиваешь на ветер.

Вот сразу видно, кто текст читает, а кто фотки зырит как я. В самом начале поста курс же написала.

извини, много текста ниасилил :)
фотки утром проще в восприятии, а текст можно вечером более вдумчиво перечитать.

Я сама только фотки у людей смотрю, ну и техническую информацию - какой спальник, нитка маршрута :) Так что норм.

Еще лето не начало-о-ось, а кое-где и вовсе царствует зима)
Казахстан прекрасен!

Да, в южном казахстане уже лето и пекло

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Ух, какое соленое место!

Да... очень необычно

Сугробы из соли смотрятся замечательно!

Фотогенично ;)

Наташа, спасибо за прекрасный фоторепортаж, в Казакстан не поеду НИКОГДА, ветер ненавижу, казахи были отдельными отрядами в орде Батыя и жгли Москву, вы с Андреем - смелые креативисты, охотники за адреналином, ну всё на фиг, жду тепла и ждать ждать погоды. ))

Спасибо!

Ну так рассуждая, вообще мало куда ездить не захочется, российское государство со всеми соседями воевало безустали на протяжении веков. И внутренние области России между собой в том числе.

Так я ж не спорю. шучу.

С симпатией к Вам!

Красиво,я дальше Павлодара не забирался,а гайцы там действительно жесть,у них даже свои собственные правила есть))
А если видят наши номера....

Номер RUS = деньги :) ?

Практически да.
Я в принципе два раза в Павлодар гонял,моя сестра раз семь,за последние два года,не было случая чтобы не останавливали,ну и пару штрафов,за превышение в населенных пунктах.

А если не превышать?))))

У меня сестра без этого не может)
А у них там внутри населенных пунктов ограничение 40,но видимо только для номеров RUS потому что местные нас как стоячих обгоняют ещё и сигналят и у виска крутят)

Кстати, да. В населенных пунктах нас местные преспокойно обгоняли. А нас оштрафовали.

Вот,вот,у них там какие-то странные от мировых отличающиеся правила,но права качать себе дороже,при этом в том же Павлодаре,камер наставлено,в несколько раз больше чем у нас на всем Алтае.
Выезжаешь из страны,а тебе на таможне предъяву,у вас штраф неоплаченный.

Нас два раза на превышении поймали, но ни одного штрафа не выписали, взятку просили.

У нас один раз взятку,второе с видео,как тут не оплатить)

Эк, куда вас занесло :)

Че дома-то сидеть :)

Не был на соляных озерах, теперь вот рядышком Соль-Илецк, летом прокачусь с семьей)

Рядом с Уральском самое ближайшее к нам озеро, Челкар. Его не посетили, и тоже планируем вернуться.

виды невероятные и кажутся просто нереальными.
Насчет нечистоплотности- я всегда злюсь на это, как-то это недальновидно, что ли.
Цветы в таком пейзаже это тоже своеобразное чудо природы.

Согласна по всем пунктам.

здорово прокатились)

Красота! Соль на берегу впечатляет и сиреневые цветы в степи, очень здорово! Тянет туда съездить в мае.

Не зная, что там соль, можно подумать что это снег и лед

Да. При ледяном ветре я бы этому и не удивилась.

Озеро, конечно, бесподобное. Но это вы погорячились, ходить по нему босиком. Зато на всю жизнь - непередаваемые ощущения)

Кто ж знал, что будет так больно...

Замечательно!
очень соль понравилась - такие правильные кубики.
Горсть надо обязательно взять с собой на память! :)

Ваш отчет в самара_ру фактически вдохновил нас на поездку в Казахстан. Спасибо! Нам тоже там очень понравилось, хоть мы и ограничились Индером, Атырау, Аккергешеном и попытками подъехать к Актолагаю.

Но по возвращению вот зашла посмотреть подробнее — и пришлось аж восстановить пароль от жж. Пожалуйста, осторожнее с высказываниями вроде: «Дороги в Казахстане в 90% прекрасные, не чета российским. Сравнить можно с качеством трассы М5 между Самарой и Тольятти. Только в Казастане так - почти везде. Лети и лети». Это ж интернет, тут люди ходят, кто-нибудь может и поверить.

Я понимаю, что трассу на Актау, видимо, починили. Но на треке, на который вы ссылаетесь, например, есть участок А27 (Доссор-Мукут), куда соваться просто нельзя. Да, от Доссора идет ремонт, но сделано пока меньше половины. И это не «дорога нефтяников», про которую хотя бы понятно и ожидаемо, а «региональная магистральная автодорога» (много мата).

Добрый день. Спасибо за отзыв. Рада, что вдохновила на поездку.
Моя фраза про 90% прекрасного асфальта относилась, конечно, только к тому маршруту, что проехали МЫ именно в этом путешествии. А мы проехали не весь трек - мы не успели заехать на Актолагай и не были на участке Доссор-Макут. Свой трек мы не писали.
Дело в том, что те туристы, чьим треком мы пользовались, ехали командой на нескольких джипах. А мы - на одной машине, и отнюдь не джипе. Поэтому местами, оценив ландшафт, непосильный нашей машине, поворачивали назад.
Мне очень жаль, если невольно ввела вас в заблуждение, но надеюсь, удовольствие от поездки все же превысило недостатки покрытия казахских "направлений".
Вы попали в Актолагай? С удовольствием посмотрела бы фото.

Ну, в заблуждение мы впали сами, винить некого. Кроме разве что казахов. Могли бы и знаки какие-то поставить, а так это похоже на западню: сначала отличные дороги, потом полный кошмар — местами 20 км/час. У нас была поездка выходного дня, поэтому готовились плохо.

Получилось так, что я нашла тот же самый трек в другом месте, не по вашей ссылке. Это я уже по возвращению пошла перечитывать и обратила внимание на тот же трек и опасный комментарий -)

Зачем авторы трека поехали с Актолагая через Мукур — Макат — Доссор, а не Кульсары — Доссор, не знаю. Так делать категорически не стоит. Это крюк, там нет ничего интересного, дороги тоже нет (ее ремонтируют, но пока и половины не сделали). Нужно возвращаться к Кульсарам, без вариантов.

На сам Актолагай мы не попали, хоть и были совсем рядом.
Ночевали на Аккергешене (там хорошо!), потом поехали к Актолагаю, но, подобравшись поближе, проверили несколько съездов с «дороги» в совсем уж степь и решили, что к самим останцам не успеваем по времени. Там на финальном участке нужно опять ползком, если жалеть машину (и не знать дороги).

В августе, если все пойдет по плану, поедем на подольше. Попробуем сунуться к Актолагаю опять, там вроде не так уж страшно, просто надо больше времени.

Вы на джипе ездили?

Ну только если полноприводный Дастер считать джипом.


  • 1
?

Log in